Д.М. Семенова, С.А. Кудрявцев
Научная статья. Ссылка для цитирования: Семёнова, Д.М. ESG в политическом дискурсе современной России: ключевые риски / Семёнова Д.М., Кудрявцев С.А. // Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. – 2023. – Т. 17. – №2. – C. 40-48.
Аннотация
Актуальность исследования связана с необходимостью формирования собственной политики и стратегии развития повестки ESG в политическом пространстве России в новых международных и геополитических условиях. Сложившаяся международная и внутриполитическая ситуация требует особого подхода к осмыслению и выявлению существующих рисков в сфере формирования ESG повестки. Целью исследования является определение основных рисков в политическом пространстве в рамках процесса формирования повестки ESG в современной России. В статье мы предлагаем понимание политического риска как ситуации неопределенности, которая как негативно, так и позитивно может повлиять на политическую ситуацию и стейкхолдеров. Основными методами исследования являются контент-анализ, SWOT-анализ, а также качественные методы оценки рисков: разработка матрицы вероятности и воздействия. Результаты исследования показывают, что в российском пространстве вовлечены в обсуждение темы и реализацию повестки ESG большое количество стейкхолдеров – представителей разных политических групп и организаций. В ходе исследования были определены группы рисков с наибольшим влиянием, прежде всего, это правовые и финансовые, а также риски стратегического планирования.
Ключевые слова: риск, ESG-повестка, политические стейкхолдеры, политические риски, устойчивое развитие, стратегия развития регионов.
Введение
Повестка ESG становится актуальной в международном политическом пространстве достаточно давно. Традиционно возникновение темы ESG связывают с именем генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в 2004 году им были сформулированы ESG принципы, ориентированные на комплексное и ответственное развитие управления с учетом интересов окружающей среды и общества. Изначально речь шла только о бизнес сфере, но в настоящее время принятие политических решений в рамках управления государством или региона также может рассматриваться с учетом трех базовых составляющих концепции: environment – обращение с отходами, качество воздуха, воды, почвы и городской среды; social – развитие человеческого капитала, здравоохранения и социальной сферы; governance – совершенствование управления, как государственного, так и коммерческого, а также обеспечение устойчивого экономического роста.
Агентство Gartner (Gartner Says ESG Tops General Counsel’s Governance and Board Management Goals for 2021 URL: https://www.gartner.com/en/finance/glossary/environmental-social-and-governance-esg (дата обращения: 24 марта 2023)) в 2021 году концепты ESG и Sustainability обозначила как долгосрочные тренды на ближайшие 10 лет (2020-2030), и спрогнозировало смену дискурса с тематики цифровой трансформации и автоматизации на темы, связанные с обществом – его развитием, безопасностью и устойчивостью.
С точки зрения динамики развития политического пространства тема ESG интересна тем, что объединяет интересы и повестки дня различных стейкхолдеров: крупных промышленных предприятий, инвесторов, государство и общество. Решение вопросов, направленных на развитие окружающей среды, общества и управления, является стратегическим и требует взаимодействия и диалога между существующими заинтересованными сторонами, тем самым создавая пространство для возникновения большого количества рисков.
Исследования ESG в российской науке, в основном, строятся вокруг вопросов финансовых и инвестиционных рисков, определения стратегии развития предприятия и его конкурентоспособности. Отдельным блоком идут исследования, определяющие специфику управления «устойчивыми» проектами. Однако данная тема включает в себя и большой блок политических вопросов, связанных с возможностями развития и участия регионов, существующими ограничениями и рисками, данные вопросы на текущий момент изучены недостаточно. Туганов Т.З., Танина А.В., (2022) в своем исследовании раскрывают опыт Санкт-Петербурга, одного из лидеров российских рейтингов региона по ESG показателям. Однако в работе обозначены риски и проблемы сбора данных для рейтинга, которые могут давать искаженное представление о действительности. Измайлова М.А. (2022) рассматривает перспективы развития ESG повестки в России в современный условиях, и возможное смещение фокуса внимания с экологического на социальный фактор.
Изучению политических рисков посвящены работы таких классиков политической мысли, как Э. Гидденс (1994), Н. Луман (1994), У. Бек (2000). В современной науке можно выделить работы В.С. Загашвили, (2017) в его работе анализируются внутренние и внешние политические риски, с которыми сталкивались российские компании в зарубежной инвестиционной деятельности. В работе А. Н. Бордовских (2020) представлена история изучения политических рисков в науке, а также исследование глобальных рисков современности. К ключевым рискам современности автор относит экологические, технологические и финансовые риски, отдельно выделяя экополитические риски, которые на текущий момент могут составить конкуренцию экономическим и финансовым, и оказывают огромное влияние на международное политическое пространство. В.Г. Барановский, Н.И. Иванова (2015) анализируют риски и возможности современного глобального управления, М.В. Нарышкина рассматривает политические риски в деятельности политических партий России (2017). Автор выделяет основные этапы управления рисками, которые соответствуют сложившейся практике риск-менеджмента в организациях.
Во многих исследованиях политический риск понимается как ситуация возможных экономических потерь. В статье мы предлагаем более широкое понимание политического риска — как ситуации неопределенности, которая как негативно, так и позитивно может повлиять на политическую ситуацию и стейкхолдеров.
С точки зрения политической науки в современном быстроменяющемся мире при оценке сложившейся ситуации и возможных перспектив важно включать в политический анализ исследование рисков и выстраивать стратегии управления ими. Анализ стейкхолдеров в политическом пространстве позволяется расширить границы восприятия политической проблемы, увидеть существующие возможности и ограничения.
Определение политических рисков осуществлялось на основании изучения политического дискурса, под которым в исследовании понимается дискурс политиков, реализуемый в виде правительственных документов, парламентских дебатов, партийных программ, речей политиков (согласно разработанному Т.А. ван Дейком подходу) (1989: 6).
Одним из ключевых понятий в исследования является понятие политической повестки дня, в рамках которой формируется стратегия развития ESG в России, следовательно, определяются подходы к управлению, цели, задачи, ресурсы, способы коммуникации. Под политической повесткой дня мы понимаем актуальные проблемы, отражающие потребности общества в целом или требования отдельных групп интересов, и на которые политики и администраторы готовы и способны реагировать, принимать решения и предпринимать действия. (Дегтярев А.А. 2010: 85)
Целью исследования является определение основных рисков в политическом пространстве в рамках процесса формирования повестки ESG в современной России.
Источниковой базой исследования послужили новостные ленты сайтов Министерства экономического развития РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ, ВЭБ.РФ, нормативно-правовые акты РФ в области устойчивого развития, Стратегии развития регионов, Отчеты о работе за 2021-2022 г.г. Экспертного совета по устойчивому развитию, а также рейтинги устойчивости развития и интеграции ESG-критериев в деятельность субъектов РФ за 2021 -2022 г.г.
Временные рамки исследования: 2021г. – март 2023 г.
Основными методами исследования являются контент-анализ, SWOT-анализ, анализ политических рисков, а также качественные методы оценки рисков: разработка матрицы вероятности и воздействия.
Основные стейкхолдеры и инструменты в формировании повестки ESG в России
В России за 2022 год происходит повышение интереса к повестке ESG, прежде всего, в связи с изменениями в отношениях с западными государствами. На текущий момент приостановлено участие России во многих международных рейтингах и мероприятиях. Вследствие этого встает вопрос о дальнейшем развитии и перспективах ESG-повестки в политическом пространстве современной России.
Разворот России «на Восток»не снимает актуальности темы ESG. Ключевые стратегические партнеры Российской Федерации, такие как Китай, уже декларируют, что в будущем экономическое сотрудничество и внешнеторговые операции будут выстраиваться с учетом «углеродного баланса».
С точки зрения стратегического развития регионов повестка ESG также оказывает большое влияние: в России создаются рейтинги регионов, которые влияют на общую инвестиционную привлекательность, а также на позиционирование глав регионов в публичном пространстве.
На текущий момент в российском политическом пространстве можно выделить следующих политических стейкхолдеров, которые влияют на повестку дня в теме ESG: государственные структуры: Аналитический центр при Правительстве РФ, Министерство экономического развития и Экспертный совет по устойчивому развитию и зеленому финансированию, главы регионов России, государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
К стейкхолдерам – представителям крупных промышленных предприятий, которые оказывают значительное влияние на политический дискурс можно отнести — Северсталь, Газпром, Норникель, Хибур. В финансовом секторе, основными участниками политической повестки можно назвать ПАО Сбербанк, Центробанк РФ.
Также в формировании повестки дня по ESG принимают участие некоммерческая организация «Проектный альянс», OOO «Raex», Национальный ESG Альянс, который позиционирует себя, как площадка для диалога между бизнесом и государством по теме ESG.
Экспертный совет по устойчивому развитию (ЭСУР) под председательством Министра Максима Решетникова включает в себя представителей 78 крупных промышленных предприятий России, организаций общественного и финансового сектора, бизнес-ассоциации и проч. и его состав постоянно увеличивается.
Тема ESG в российском политическом пространстве институционализирована и нашла отображение в ряде нормативно-правовых актов, начиная с 1996 года – принятия Указа Президента РФ от 01.04. 1996 №440 «О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» включает большое количество целей и целевых показателей в парадигме ESG.
В рамках региональной политики тема ESG также является актуальной и обсуждаемой. Директор департамента экономического развития – заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа (Югра) Роман Генкель (ESG — реальность, или устойчивое развитие регионов. URL: https://www.msk.kp.ru/daily/press/detail/15441/ (дата обращения: 23 марта 2023)) уверен, что принципы ESG должны поддерживаться и транслироваться государством. По его мнению, именно на региональные, муниципальные и федеральные власти население возлагает окончательную ответственность за устойчивое развитие.
В Стратегиях развития до 2030 года в ряде регионов также звучит ориентация на устойчивое развитие. Например, популяризация ESG-концепции в части соблюдения предприятиями экологических критериев устойчивого развития в целях повышения инвестиционной, репутационной привлекательности зафиксирована в Стратегии развития Рязани до 2030 г. (Стратегия социально-экономического развития города Рязани до 2030 года URL: https://mineconom.ryazangov.ru/direction/economy/proekt_strategii.pdf?ysclid=lfsh87xlgq679723894 (дата обращения: 23 марта 2023)).
Ключевыми практиками, позволяющими взаимодействовать стейкхолдерам, являются следующие: рейтинги, конкурс проектов устойчивого развития, который проводит «Проектный альянс», социальное проектирование — развитие отношений бизнес-муниципалитеты.
ESG-рэнкинг направлен на привлечение внимания к актуальным вопросам устойчивого развития регионов и вовлечение региональных правительств в работу по внедрению механизмов устойчивого развития в систему регионального управления. Качество государственного управления в регионе наравне с экологическими и социальными показателями влияет на место региона в рейтинге. В тройку лидеров два года подряд входят Москва и Татарстан, но если в прошлом году вторую позицию в субрэнкинге занимала Тюменская область, то в 2020 году её место занял Ханты-Мансийский округ (ESG-рейтинг российских регионов (2020 год) URL: https://raex-rr.com/pro/ESG/ESG_regions/ESG_rating_regions/2020/analytics/ESG_rating_regions_2020/?ysclid=lfshayz8gj9858543 (дата обращения: 23 марта 2023)).
В дискурс-пространстве Государственной Думы (на официальном сайте) тема ESG встречается всего пять раз (2021-2022) (http://duma.gov.ru). С точки зрения перспектив развития можно выделить разработку ESG-индекса городов, создание системы оценки устойчивости инфраструктурных проектов, которые соответствуют всем международным стандартам. Одним из направлений развития называется согласование целей и задач реализации ESG-повестки на федеральном и региональном уровнях.
SWOT-анализ политического дискурса в рамках ESG-повестки
В ходе исследования политического дискурса в российском пространстве были определены следующие возможности развития ESG повестки: ESG рассматривается как долгосрочный тренд, который остается в России. Сейчас рассматривается возможность создания собственного российского правового пространства, а также собственных ESG стандартов, что может повысить качество управления и позволит стать более независимыми от внешних рейтингов и инвестиций. Имеет значение разработка и совместная реализация проектов, с участием бизнеса и государства.
На уровне внешней политики России реализация ESG стратегии внутри государства позволит оставаться привлекательным партнером при взаимодействии со странами Азии. Правительства Китая, Гонконга, Малайзии, Индии, Вьетнама и Сингапура взяли курс до 2050 года на развитие устойчивой инфраструктуры компаний, реализацию устойчивых проектов, развитие рынка устойчивого финансирования (Вокруг света: зелёные и ответственные. Как учесть требования повестки устойчивого развития в любой точке мира URL: https://sber.pro/special/vokrug-sveta-zelenye-i-otvetstvennye-kak-uchest-trebovaniya-povestki-ustojchivogo-razvitiya-v-lyuboj-tochke-mira (дата обращения: 24 марта 2023)).
Основными ограничениями на сегодня в политическом дискурсе являются приостановка действия международных стандартов и рейтингов, недостаток знаний и компетенций в России в сфере управления устойчивыми проектами и отсутствие единого нормативного регулирования учета ESG- факторов и ESG-развития для регионов.
Сильными сторонами можно назвать: взаимодействие и диалог в политическом пространстве разных групп стейкхолдеров: государство, промышленные предприятия, бизнес, экспертное сообщество и другие. ESG-повестка ставит перед необходимостью искать такие управленческие решения, которые смогут удовлетворить всех заинтересованных сторон.
Слабые стороны: отсутствие единого понятийного аппарата, единой концепции в области финансирования устойчивых проектов. Особого внимания требует необходимость адаптации системы государственного проектного управления, в том числе Национальными проектами, к требованиям ESG.
Идентификация рисков. Качественный и количественный анализ рисков
В ходе исследования были определены следующие группы рисков: во-первых, правовые риски и управление правовыми коллизиями. Несмотря на достаточно долгий период формирования нормативно-правовой базы в данной сфере, большое количество вопросов остается не решенными: вопрос предоставления отчетов и данных, вопрос обязательности включения в политическую повестку дня, вопросы соотношения статуса включенных/невключенных организаций в повестку ESG.
Серьезные риски представляет достоверность и открытость данных, в том числе и тех, которые предоставляются для ESG-рейтинга. Многие организации оставляют данные по реализации повестки ESG закрытыми, и до сих пор этот вопрос не регулируется нормативно-правовыми актами.
Риски, связанные с политикой регионов и включением их в повестку ESG, тоже существуют. С одной стороны, подобные процессы для региона могут служить фактором развития, и в политическом дискурсе главы ряда регионов используют устойчивое развитие в своем позиционировании. На уровне государственной власти неоднократно заявляется, что субъекты Российской Федерации должны стать площадками для апробации новых решений и подходов. Однако, согласно данным рейтинга, очевиден существующий серьёзный разрыв между регионами. В ряде регионов аналитики констатируют инерционность мышления и непонимание выгод региональными элитами. При отсутствии мер, направленных на поддержание и развитие отстающих регионов от лидирующих, возможно прогнозировать усиление разрыва между территориями, риск дисбаланса.
Следующая группа рисков – управленческие риски, которые возникают вследствие возрастания сложности управления за счет большого количества стейкхолдеров с разнонаправленными интересами, что, во-первых, может провоцировать конфликты, во-вторых, может привести к рискам увеличения сроков принятия управленческих решений. К управленческим рискам относится риск перекладывания ответственности за управленческие решения в повестке ESG на государственные структуры. Это может привести к пассивности остальных стейкхолдеров и низкой степени вовлеченности в реализацию на уровне своего предприятия или региона. Еще одним управленческим рисков может быть сопротивление компаний формированию нефинасовой отчетности,
Финансовые риски обусловлены тем, что реализация повестки ESG связана всегда с дополнительными расходами, в условиях кризиса вполне вероятно снижение финансирования и изменение приоритетов как у крупных компаний, так и у государства в целом.
К социальным рискам можно отнести незнание и непонимание большей частью населения России ESG-повестки и специфики управления, поэтому наличие терминов ESG в политическом дискурсе представителей власти может не вызвать положительную реакцию и поддержку со стороны населения.
Стратегические риски связаны с потребностью долгосрочного планирования. Стратегии развития ESG в дискурсе зарубежных государств строятся на прогнозах до 2050-2070 года. Управленческие решения в области ESG ориентированы на перспективу, и результаты могут быть получены только через определенный период времени, а в условиях быстроменяющегося мира, долгосрочное планирование может быть затруднено.
Для определения вероятности возникновения каждого из рисков воспользуемся следующими значениями:
Таблица 1
Определение вероятности риска
Интервал вероятностей | Формулировка | Числовая оценка |
От 1% до 14% | крайне маловероятно | 1 |
От 15% до 28% | низкая вероятность | 2 |
От 29% до 42% | скорее нет | 3 |
От 43% до 57% | 50-50 | 4 |
От 58% до 72% | возможно | 5 |
От 73% до 86% | весьма правдоподобно | 6 |
От 87% до 99% | почти наверняка | 7 |
Таблица 2
Шкала для оценки последствий рисков (ущерб)
Оценка | Влияние на управленческие решения/систему |
1 (низкая) | незначительное |
2 (средняя) | умеренное |
3 (высокая) | высокое |
4 (критическая) | критическое |
Построим матрицу вероятности и воздействия выявленных рисков, на основании изученных документов, материалов и мнений экспертов:
- Правовые риски: 6х3
- Информационные риски 6х2
- Риски региональной политики 5х2
- Управленческие риски 4х2
- Финансовые риски 6х3
- Социальные 5х2
- Стратегические 5х3
Таблица 3
Матрица вероятности и воздействия рисков на повестку ESG в политическом пространстве России
Критический (4) |
|||||||
Высокий (3) |
Стратегические |
Правовые |
|||||
Средний (2) |
Управленческие |
Региональные, социальные |
Информационные |
||||
Низкий (1) |
|||||||
Маловероятно
(1) |
низкая вероятность (2) |
Скорее нет (3) |
50/50 (4) |
Возможно (5) |
Правдоподобно (6) |
Наверняка (7) |
В результате анализа видно, что в политическом пространстве России присутствуют два серьезных риска, которые могут оказать значительное влияние на повестку ESG – это финансовый риск и риски в правовой сфере. С высокой степенью влияния являются риски стратегического планирования. Четыре риска являются средними по соотношению вероятности/влияния, что также требует управленческого внимания и планирования управления.
Заключение
В ходе исследования были изучены актуальные материалы относительно повестки ESG в российском политическом пространстве, выявлен высокий интерес к этой повестке крупных промышленных предприятий, банков, экспертных сообществ, государственных структур и организаций. Несмотря на прекращение сотрудничества с западными государствами, наметились новые возможности и перспективы, такие как развитие собственных инструментов управления (рейтинги, ранкинги, правовые документы), сотрудничество с государствами АТР.
Основываясь на том, что стратегия развития ESG в целом имеет долгосрочный характер и связана со стратегическим планированием, а также подразумевает необходимость поиска общего решения большим количеством заинтересованных сторон, можно констатировать, что это направление провоцирует возникновение разнообразных рисков, которые необходимо учитывать при принятии политических решений, и более того, которые требуют постоянного управленческого внимания, мониторинга и контроля, поскольку управление рисками и неопределённостью имеет постоянный цикличный характер.
Идентификация и управление рисками в политическом пространстве становятся все более актуальными и в контексте роста неопределенности и сложности окружающей среды. Теория черного лебедя Н. Талеба (2009), концепция «пермакризиса», о котором активно стали говорить после 2022 года, говорят о необходимости развития устойчивости и гибкости в управлении, которое как раз и достигается путем управления рисками.
Список литературы / References
Ануфриев В.П., Гудим Ю.В., Каминов А.А. (2021) Устойчивое развитие. Энергоэффективность. Зеленая экономика: монография. М.: ИНФРА-М, 201с. [электронное издание]. Доступно: https://dx.doi.org/10.12737/1226403 Anufriev V.P., Gudim Yu.V., Kaminov A.A. (2021) Ustoichivoe razvitie. Energoeffektivnost’. Zelenaya ekonomika: monografiya. M.: INFRA-M, 201p. E-book library [online]. Available at: https://dx.doi.org/10.12737/1226403
Барановский В.Г., Иванова Н.И., отв. ред. (2015) Глобальное управление: возможности и риски. Москва, ИМЭМО РАН. 315 с. Baranovskii V.G., Ivanova N.I., otv. red. (2015) Global’noe upravlenie: vozmozhnosti i riski. Moskva, IMEMO RAN. 315 p
Бек У. (2000) Общество риска: на пути к другому модерну. — М. Bek U. (2000) Obshchestvo riska: na puti k drugomu modernu. — M.
Боброва О.С. (2022) От устойчивого развития к ESG: опыт европейских компаний и правительств Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск №91. С. 94-103 Bobrova O.S. (2022) Ot ustoichivogo razvitiya k ESG: opyt evropeiskikh kompanii i pravitel’stv Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik. Vypusk №91. pp. 94-103
Бордовских А. Н. (2020) Политические риски в условиях глобальных вызовов традиционным системам госуправления. Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, № 1, С. 63-73. https://doi.org/10.20542/afij-2020-1-63-73 Bordovskikh A. N. (2020) Politicheskie riski v usloviyakh global’nykh vyzovov traditsionnym sistemam gosupravleniya. Analiz i prognoz. Zhurnal IMEMO RAN, № 1, p. 63-73 [online]. Available at: https://doi.org/10.20542/afij-2020-1-63-73
Гидденс Э. (1994) Судьбы, риск и бeзonacность // Thesis. Вып.5. Giddens E. (1994) Sud’by, risk i bezonacnost’ // Thesis. Vyp.5
Дейк Т.А. ван. (1989) Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. М. Deik T.A. van. (1989) Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya / Per. s angl. M.
Загашвили В. С. (2017) Политические риски зарубежных инвестиций российских компаний мировая экономика и международные отношения, том 61, No 12, с. 27–35 Zagashvili V. S. (2017) Politicheskie riski zarubezhnykh investitsii rossiiskikh kompanii mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, tom 61, No 12, pp. 27–35
Измайлова М. А. (2022) Реализация ESG-стратегий российских компаний в условиях санкционных ограничений // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). Т. 13. № 2. С. 185-201 Izmailova M. A. (2022) Realizatsiya ESG-strategii rossiiskikh kompanii v usloviyakh sanktsionnykh ogranichenii // MIR (Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitie). T. 13. № 2. S. 185-201
Луман Н. (1994) Понятие риска / Пер. А.Ф. Филиппова // Thesis, No5 Матвеенко Ю.И. (2012) Политический риск: о некоторых методах и прикладных моделях его анализа и изучения // Социология власти, — N1, с.147-158. Luman N. (1994) Ponyatie riska / Per. A.F. Filippova // Thesis, No5 Matveenko Yu.I. (2012) Politicheskii risk: o nekotorykh metodakh i prikladnykh modelyakh ego analiza i izucheniya // Sotsiologiya vlasti, — N1, pp.147-158.
Нарышкина М.В. (2017) Основные методы оценки политических рисков в деятельности политических партий // Право и политика. № 3. – С. 62 — 73. DOI: 10.7256/2454-0706.2017.3.22067 [электронное издание]. Доступно https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22067 Naryshkina M.V. (2017) Osnovnye metody otsenki politicheskikh riskov v deyatel’nosti politicheskikh partii // Pravo i politika. № 3. – S. 62 — 73. DOI: 10.7256/2454-0706.2017.3.22067 [online]. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22067
Цифровая трансформация экономических систем: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2022): сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием, Санкт-Петербург, 11–12 ноября 2022 года. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. – 819 с. – ISBN 978-5-7422-7892-4. – DOI 10.18720/IEP/2021.4. – EDN KDDQNT. Tsifrovaya transformatsiya ekonomicheskikh sistem: problemy i perspektivy (EKOPROM-2022): sbornik trudov VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s zarubezhnym uchastiem, Sankt-Peterburg, 11–12 noyabrya 2022 goda. – Sankt-Peterburg: POLITEKh-PRESS, 2022. – 819 p.
Соловьев Э. (2010) Политические риски – фактор формирования российского инвестиционного имиджа. Мировая экономика и международные отношения, № 4, С. 64-70 [электронное издание]. Доступно. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2010-4-64-70 Solov’ev E. (2010) Politicheskie riski – faktor formirovaniya rossiiskogo investitsionnogo imidzha. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, № 4, P. 64-70 [online]. Available at: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2010-4-64-70
Талеб Н.Н. (2009) Черный лебедь под знаком непредсказуемости. М. Издательство Колибри Taleb N.N. (2009) Chernyi lebed’ pod znakom nepredskazuemosti. M. Izdatel’stvo Kolibri
Ялманов Н.И. (2012) Риск и неопределенность в процессе принятия политических решений. // Вопросы управления. №1, с. 41-45 Yalmanov N.I. (2012) Risk i neopredelennost’ v protsesse prinyatiya politicheskikh reshenii. // Voprosy upravleniya. №1, p. 41-45
A.J.G. Silvius and J. Tharp, (2013) Sustainability Integration for Effective Project Management, IGI Global Publishing,
Althaus, Catherine. (2009) Calculating Political Risk. Published by Routledge, 304 p.
Alexander C., Sheedy E. (2004). The Professional Risk Managers’ Handbook: A Comprehensive Guide to Current Theory and Best Practices
Clark E. (1997) Valuing Political Risk. Journal of International Money and Finance. Vol 16. No3. P. 477-490.
Holburn, G.L.F., & Zelner, B.A. (2009) Political capabilities, policy risk, and international investment strategy: Evidence from the global electric power industry. Working paper.
Labuschagne, C. (2005) Sustainable Project Life Cycle Management: the need to integrate life cycles in the manufacturing sector, International Journal of Project Management. Vol. 23. P. 159-168.
Morgan M.G., Florig H.K., DeKay M.L. and Fischbeck P. (2000) Categorizing risks for risk ranking. Risk Analysis, -Vol. 20, No. 1, pp. 49–58
Strategies and Techniques for Investors and Financial Institutions. (2008) Blackwell publisher
Silvius, G., Kampinga, M., Paniagua, S., Mooi, H. (2017) Considering sustainability in project management decision making; An investigation using Q-methodology. In International Journal of Project Management, 35, 1133-1150.
Simon, J.D. (1982) Political risk assessment: Past trends and future prospects // Columbia Journal of World Business. Р.62-71.