Сотрудники ООО «ИРИ КОНС» выполняют научные исследования в области современных систем менеджмента и отдельных инструментов управления. Представляем Вашему вниманию актуальную научную статью наших специалистов: Д.М. Семёновой и А.А. Голиковой.
Ссылка для цитирования: Семенова, Д.М. Управление знаниями в проектной деятельности: основные проблемы и тенденции / Д.М. Семенова, А.А. Голикова // Управление проектами развития организации: теория, методология, практика : Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Ижевск, 02 декабря 2019 года. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2019. – С. 195-199. – EDN YGLMPB.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация: Статья посвящена вопросу внедрения системы управления знаниями в проектное управление. Данная тенденция становится особенно актуальной после выхода последней 6 версии Свода знаний по управлению проектами – PMBok. В статье рассматриваются существующие проблемы и потенциальные возможности внедрения системы менеджмента знаний, в том числе, в проектную деятельность государственных гражданских служащих.
Ключевые слова: проектный менеджмент, проект, управление знаниями, менеджмент знаний, проектная культура.
В современном мире методология проектного управления стремительно развивается. Одной из важных тенденций последнего времени становится рост внимания к человеческим ресурсам и человеческому потенциалу в проектном менеджменте. Особое влияние на процесс оказывает развитие гибких методологий проектного управления (Agile). В связи с этим возрастает интерес проектных менеджеров к инструментам менеджмента знаний. Знание становится важным преимуществом организации или проекта, влияющим на его конкурентоспособность. Многие исследователи и практики называют знание активом или ресурсом организации, а управление знаниями называют необходимым элементом стратегического развития. Проект, по своей концептуальной сути, как деятельность, направленная на производство уникального продукта, ориентирован на производство нового знания, и одной из важнейших задач проектных менеджеров становится сохранение и распространение данного знания.
Согласно ГОСТ Р54877–2016 «Менеджмент знаний. Руководство для персонала при работе со знаниями. Измерение знаний», знание – это совокупность данных и информации, которая дополняется экспертным мнением, профессиональными навыками и опытом, в результате чего появляется ценный актив, который̆, возможно, применять для оказания помощи в принятии решений.
Сфера управления знаниями долгое время развивалась параллельно с проектным менеджментом, в котором необходимость работы со знаниями упоминалась лишь косвенно. Однако, в настоящее время, мы можем наблюдать изменения в дискурсе проектных менеджеров: по мнению ряда экспертов в последней версии PMBok существенно развернут в сторону менеджмента знаний. В 6 версии PMBok управление знаниями впервые выделено в отдельный управленческий процесс. Под управлением знаниями в документе понимается процесс использования существующих знаний и накопления новых знаний для достижения целей проекта и содействия организационному обучению. Ключевые выгоды данного процесса состоят в том, что ранее приобретенные знания организации используются в целях получения или улучшения результатов проекта, а знания, полученные при реализации текущего проекта, остаются доступными для обеспечения операционной̆ деятельности организации и будущих проектов или их фаз. Этот процесс осуществляется на протяжении всего проекта.
Более того, PMI имеет специальный институт в своей структуре, в котором существенную роль занимают исследования знаний людей, их опыта, превращение человеческого капитала в проекты их интеллектуальных активов. Ряд экспертов называет управление знаниями в проектном управлении новым глобальным трендом.
На текущий момент менеджмент знаний внедрен в проектную деятельность таких крупных организаций, как Росатом, Роскосмос, Лукойл, Камаз, Газпром и др. Менеджмент знаний применяется в отдельных проектах Администрации Тюменской области и Правительства г. Москвы.
В научной среде на данный момент существует ряд исследований менеджмента знаний, как отдельной отрасли, так и ее взаимосвязи с проектным менеджментом. Классической работой по исследованию менеджмента знаний является работа Нонаки и Такеучи, в которой была предложена спиральная модель развития знаний в организации. [2]
Концепция разделения на явное знание и неявное была предложена М. Полани в конце 1960-х гг. [7]
Исследованию менеджмента знаний также посвящены следующие работы: Али Шамси фокусирует внимание на взаимосвязи качества управления знаниями от управленческих компетенций. [5] В работе Паникаровой С.В. и Власова М.В. [6] представлено выявление закономерностей в распределении рисков генерации знаний в зависимости от структуры затрат на новые знания. Функционированию сетей знаний посвящено исследование Али Резайян и Рухолла Багери. [4] Авторы делают вывод о существующей взаимосвязи между системой коммуникаций организации и качеством функционирования сетей знаний.
Управление знаниями в проектном менеджменте рассматривается в работах El Sabaa S. (2011), [1] Olonoff, N. (2000). [3]
Управление знаниями имеет свою методологическую основу и опирается на ряд зарубежных и российских стандартов, в которых предлагаются основные определения и методы работы со знаниями в организации.
В зависимости от целей и задач проекта можно использовать либо отдельные инструменты менеджмента знаний, либо внедрять целую систему управления. Основными инструментами управления знаниями являются: планы управления знаниями, карты знаний, базы знаний и сообщества экспертов.
В рамках данной статьи мы можем выдвинуть ряд предположений о влиянии менеджмента знаний на проектное управление в организации.
- Менеджмент знаний в проектной деятельности оказывает влияние на уровень проектной культуры. Под проектной культурой мы понимаем совокупность логически взаимосвязанных знаний, умений и владений, базирующихся на общепризнанных стандартах и принципах в области проектной деятельности. [8] Проектная культура является важным элементом в системе проектного управления, влияющим, как на качество результата проекта, так и на эффективность управления проектом в целом. Чем выше уровень проектной культуры проектной организации, тем больше шансов на успех у реализуемых проектов.
- Менеджмент знаний особенно необходим в гибких методологиях проектного управления (AGILE), поскольку позволяет проанализировать имеющийся потенциал проектной команды, выявить ее слабые и сильные стороны, грамотно сформировать матрицу компетенций команды. Более того, одним из основополагающих принципов Agile является акцент на человеческий потенциал: люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
- Система управления знаниями влияет на качество коммуникаций в проектной деятельности. В ходе работы со знаниями становятся более прозрачными коммуникационные потоки: откуда знание приходит и куда оно уходит, существуют ли коммуникационные барьеры, насколько эффективно выстроена система коммуникаций в проекте.
- Объем полученного в ходе реализации проекта знания может служить критерием при оценке эффективности проекта.
Соответственно, мы предполагаем, что менеджмент знаний может стать важным интегрирующим и стимулирующим развитие системы проектного менеджмента фактором в организации. Однако существует ряд методологических вопросов, на которые существующие стандарты на данный момент не дают ответа.
Во-первых, возникает вопрос, кто должен заниматься управлением знаниями в проекте? Нужна ли отдельная роль или это полномочия руководителя проекта или проектного офиса?
Во-вторых, на данный момент нет четкого разделения понятий «знание» и «компетенция», что приводит к ряду методологических и методических проблем.
В-третьих, открытым остается вопрос, какими методами определить неявные (неосознанные) знания в проекте?
В сфере государственного управления вопрос внедрения менеджмента знаний в проектное управление стоит особо остро, поскольку существует ряд серьезных методологических проблем, снижающих эффективность проектного управления на государственной гражданской службе.
- Проектное управление на государственной службе РФ долгое время реализовывалось без соответствующей нормативно-правовой базы, что приводило к разному пониманию методов и принципов проектного управления. Первый системный методологический документ по проектному управлению на государственной службе РФ появляется только в 2016 году (Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050).
- В России долгое время отсутствовало специальное образование по проектному менеджменту для государственных и муниципальных служащих, а также его методическое сопровождение.
- На данный момент система сертификации государственных служащих в области проектного управления развита слабо.
В ходе исследований, проведенных в 2018-2019 годах в Пермском крае, был выявлен низкий уровень проектной культуры государственных и муниципальных служащих, в частности, низкий уровень знаний международных и российских стандартов, основных понятий и методов. Государственные служащие (92 %) верно отметили при формулировке термина «проект» уникальность деятельности. Тем не менее, данные анкетирования помогли выявить факт смешения у служащих двух понятий — проекта и плана, что является существенной проблемой. Проект у большинства государственных служащих (83 % респондентов) представляется как «план с заданным конечным результатом». Однако, на данный момент в сфере государственной гражданской службы существует ряд инструментов, которые могут быть использованы при внедрении менеджмента знаний в проектную деятельность: институт наставничества, система электронного документооборота, система архивирования информации.
Внедрение системы управления знаниями в ходе проектной деятельности могло бы способствовать развитию проектной культуры и повышению эффективности проектного управления.
ЛИТЕРАТУРА
- El Sabaa S. (2011) The skills and career path of an effective project manager // International Journal Promanage. 11. № 22. Р. 23-28.,
- Nonaka I., Takeuchi H. (1995) The knowledge-creating company: How Japanese companies create the dynamics of innovation. New York: Oxford University Press.
- Olonoff, N. (2000). Knowledge management and project management. PM Network, 14(2), 61–64.
- Rezaeian A., Bagheri R. (2018) Modeling the Factors that Affect the Implementation of Knowledge Networks. Foresight and STI Governance, vol. 12, no 1, pp. 56-67.
- Shamsi A. (2017) The Relationship between Knowledge Management and Managerial Skills: The Role of Creative Thinking. Foresight and STI Governance, vol. 11, no 4, pp. 44-51.
- Паникарова С.В., Власов М.В. Управление рисками генерации знаний // Экономический анализ: теория и практика. — 2017. — Т. 16, № 9. — С. 1696 — 1707.
- Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии: пер. с англ, У М. Цоланй:; под ред. В. А. Лекторского. М.. 1985. С. 89.
- Семенова Д.М. Проектная культура и методика ее исследования в муниципальных органах власти г. Перми // Современный город: власть, управление, экономика. – 2018. – Т. 1. С. 168-174.