Представляем Вашему вниманию фрагмент научной работы специалиста ООО «ИРИ КОНС», содержащий ответы на актуальные и часто задаваемые вопросы по проектному менеджменту.
Ссылка для цитирования: Семёнова, Д.М. Управление проектами в системе государственного и муниципального управления. Учебное пособие / Д.М. Семёнова. – Пермь: Издательство ПНИПУ, 2021. – 156 с.
Проектное управление имеет свою теоретическую основу. Ряд исследователей называет их методологиями, однако, это не совсем корректно. Скорее, это основы, на которых организация имеет возможность разработать свои собственные методологии и процедуры управления.
Стандарты бывают:
- международные — стандарты, получившие международное значение в процессе своего развития или предназначенные для международного использования;
- национальные — созданные для применения внутри одной страны;
- корпоративные — разработанные для применения внутри одной компании или внутри группы родственных компаний.
Одним из наиболее известных стандартов в мире является стандарт, разработанный Американским национальным институтом по стандартам (ANSI) и организацией PMI (Project Management Institute, США). Стандарт дополнен Руководством к своду знаний по управлению проектами – РМВоК Guide (Project management body of knowledge). В данный момент действует 6-е издание PMBoK, выпущенное в 2017 году. В нем приведены руководящие указания по управлению проектами. На основании этого стандарта производится сертификация специалистов в области управления проектами, в том числе в России.
В РМВоК Guide содержит основные термины, инструменты, в нем выделены 5 групп процессов и десять областей знаний.
К основным процессам управления проектами относятся:
- группа процессов инициации,
- группа процессов планирования,
- группа процессов исполнения проекта,
- группа процессов мониторинга и контроля,
- группы процессов закрытия проекта.
Десять отраслей знаний согласно PMBOK:
- управление интеграцией проекта
- управление содержанием проекта
- управление стоимостью проекта
- управление расписанием проекта
- управление качеством проекта
- управление ресурсами проекта
- управление коммуникациями проекта
- управление рисками проекта
- управление закупками проекта
- управление заинтересованными сторонами проекта
В сфере управления государственными проектами США применяется адаптированная версия PMBOK — PMI PMBOK Government Extension. Данный документ ориентирован на управление проектами на всех уровнях власти: государственном, региональном и муниципальном.
Основной целью проектного управления в государственном секторе, согласно данному документу, является не финансовая прибыль, что характерно для бизнес-проектов, а ориентация на получение выгод жителями государства.
В документе выделяются три основных отличия государственных проектов от бизнес-проектов:
- жесткие правовые рамки: несмотря на то, что проекты бизнес-сектора также осуществляются в рамках законов и правил, в государственных проектах, как правило, действуют дополнительные законы и правила, что оказывает существенное влияние на проектный офис, руководителя и принимаемые решения.
- ответственность перед общественностью: в частных проектах, руководители отчитываются перед ограниченным количеством заинтересованных сторон: заказчиком, инвестором, акционерами, сотрудниками. В государственных проектах руководители подотчетны представителям властных структур, включая исполнительное руководство и представителей министерств, агентств и ведомств, а также представителям общественности, группам интересов, прессе. Все эти участники могут оказывать влияние на процесс принятия решений в ходе управления государственным проектом.
- использование общегосударственных ресурсов.
Стандарт ISO 21500:2012 является первым стандартом ISO (International Organization for Standardization) по управлению проектами. Процесс создания стандарта был инициирован Британским институтом стандартов, разработан проектным комитетом ISO/PC 236 «Управление проектами». Во многом стандарт схож с руководством PMBoK.
На территории РФ действует переведенная версия стандарта ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по проектному менеджменту.
Данный стандарт охватывает десять групп процессов управления проектом: первая группа представляет процесс разработки стратегии, который фокусирует проект на удовлетворение потребностей заказчика и определяет направление хода работ; вторая группа охватывает управление взаимосвязями процессов; остальные восемь групп — это процессы, связанные с проектным заданием, сроками, затратами, ресурсами, кадрами, информационными потоками, риском и материально-техническим снабжением (закупками). Стандарт ориентирован на проекты самого широкого спектра – малые и крупные, краткосрочные и долгосрочные, для различных окружающих условий. Он безотносителен к типу проектируемого продукта (включая технические средства, программное обеспечение, полуфабрикаты, услуги или их сочетание). Это означает, что заложенные в нем рамочные требования требуют последующей адаптации данного руководства к конкретным условиям разработки и реализации отдельного проекта.
В сфере управления государственными проектами Великобритании наиболее известным стандартом является PRINCE2 (PRojects IN Controlled Environments 2), определяющий основные процессы управления проектом, темы и принципы.
Методология PRINCE2 разрабатывается с 1989 года. В отличие от свода знаний PMBOK, PRINCE2 не содержит специализированных аспектов управления проектом (например, отраслевых), а также конкретных практик и инструментов управления проектами, таких как диаграмма Ганта, WBS и т.п. PRINCE2 рекомендует адаптировать методологию под каждую конкретную организацию.
Основными принципами управления проектами, согласно стандарту, являются:
- Постоянная оценка целесообразности. Проекты должны иметь основания для их реализации. Если же в ходе реализации теряется его актуальность (например, когда при разработке специального приложения конкуренты представляют вниманию лучшие приложения), то следует остановить или изменить сам проект.
- Учет предыдущего опыта. Многие организации-предшественники внедряли похожие проекты, но не всегда получали ожидаемые результаты. Приобретенный опыт в результате таких проектов поможет избежать ошибки в дальнейших проектах.
- Определенные роли и обязанности. В ходе проектов должны быть четко определены структура, подчиненность и отчетность, где все участники должны принимать и придерживаться своих обязанностей.
- Управление по стадиям.
- Управление по исключениям.
- Акцент на продуктах.
- Адаптация к внешним условиям проекта.
PRINCE2 также акцентирует внимание на ограничениях проекта, выделяя
- качество
- время
- содержание
- риски
- выгоды
- затраты
Рассмотрим сильные стороны PRINCE2. К ним можно отнести:
- возможность адаптации к особенностям организации;
- наличие чёткого описания ролей и распределения ответственности;
- акцент на выгодах проекта;
- фокус на экономической целесообразности;
- акцент на фиксации опыта и постоянном совершенствовании.
Слабые стороны PRINCE2 заключаются в отсутствии отраслевых практик, а также конкретных инструментов для работы в проекте.
Еще одним известным международным стандартом является P2М – стандарт Японии, принятый в 2001 году. В стандарте акцент сделан на создание именно инновационного продукта в ходе реализации проекта. Большое внимание уделяется таким понятиям, как ценность проекта и осуществление миссии организации в целом.
P2M выделяет 11 областей знаний в управлении проектом, которые частично отличаются от областей знаний PMBOK и ISO:
- Управление стратегией проекта
- Управление финансированием проекта
- Управление системами проекта
- Организационное управление проектом
- Управление целями проекта
- Управление ресурсами проекта
- Управление рисками проекта
- Управление информационными технологиями проекта
- Управление отношениями в проекте
- Управление стоимостью проекта
- Управление коммуникациями в проекте
Стандарт ICB4 – международный стандарт по управлению проектами, разработанный организацией IPMA, в настоящее время представлен в 4 версии, по своей сути представляет требования к компетентности профессионалов.
Стандарт содержит описание 29 компетенций, необходимых для эффективного управления проектами, которые логично распределены по трем основным группам:
- Люди (People). Элементы компетентности «Люди» определяют личностные качества, знания, умения и навыки межличностного взаимодействия, необходимые для успешной работы в управлении проектом/программой/портфелем проектов.
- Практика (Practice). Элементы компетентности «Практика» определяют общие методы и средства, владение которыми необходимо для управления проектами/программами/портфелями проектов и программ.
- Контекст (Context). Элементы компетентности «Контекст» служат навигаторами для профессионалов в работе с окружением, в котором реализуется проект/программа/портфель проектов.
Следующая часть |