В рамках нашего цикла научных статей по проектному управлению представляем Вашему вниманию комментарий специалиста ООО «ИРИ КОНС» по теме проектной культуры. ООО «ИРИ КОНС» имеет значительный опыт проведения обучающих семинаров и вебинаров по управлению проектами для предприятий и организаций многих отраслей.
Ссылка для цитирования: Семёнова, Д.М. Управление проектами в системе государственного и муниципального управления. Учебное пособие / Д.М. Семёнова. – Пермь: Издательство ПНИПУ, 2021. – 156 с.
В зарубежной науке представлено достаточно большое количество исследований, посвященных понятию проектной культуры. В данных исследованиях сопоставляются понятия проектной, управленческой и организационной культуры. Ряд исследователей констатирует факт влияния проектной культуры на эффективность управления и успех проекта.
Проектная культура — совокупность логически взаимосвязанных знаний, умений и владений, базирующихся на общепризнанных стандартах и принципах, в области проектной деятельности. Высокий уровень проектной культуры позволяет говорить специалистам на одном языке, что значительно упрощает управленческий процесс.
Проектная культура может быть индивидуальной и корпоративной. Индивидуальная проектная культура включает в себя следующие компоненты:
- проектную грамотность (уместность и адекватность использования терминов и инструментов проектного менеджмента). Самой распространенной ошибкой при анализе проектов можно выделить неграмотную постановку целей, неадекватную оценку рисков,
- качественное знание стандартов,
- грамотную расстановку приоритетов,
- наличие достаточного опыта в сфере управления проектами,
- высокий уровень личной ответственности за выполняемую работу,
- знание ключевых принципов проектной методологии: гибкость, логичность действий и т.п.,
- ориентацию на собственное непрерывное обучение и развитие,
- ориентацию на эмоциональный интеллект.
Корпоративная проектная культура по своей сути является надындивидуальной и включает в себя помимо вышеперечисленных признаков:
- эффективную систему коммуникаций;
- непрерывно развивающуюся команду;
- грамотное разрешение конфликтов,
- ориентацию на стратегическое развитие;
- систему проектных ценностей
Cледует различать понятия организационной культуры, управленческой культуры и проектной. Организационная культура более широкое понятие, более объективное и рациональное. Организационная культура дает характеристику организации, а проектная культура – человеку либо проектной команде. При исследовании проектной культуры необходимо учитывать систему персональных выборов и приоритетов, модель поведения в той либо иной проектной ситуации, совокупность ценностей индивида и коллектива, эмоциональный интеллект.
Можно выделить три уровня проектной культуры:
- низкий, который характеризуется отсутствием, либо очень слабыми основными знаниями и умениями,
- средний — на данном уровне хорошие знания и умения, но слабый практический опыт,
- высокий – сильные знания и умения, большой практический опыт, принятие проектных ценностей, ориентация на саморазвитие.
Исследования проектной культуры могут проводиться методами анкетирования, опроса и интервью. На основании результатов исследования могут быть разработаны стратегии развития знаний, компетенции и культуры сотрудников организации.
Пример: ориентация на развитие проектной культуры государственных и муниципальных служащих наблюдается в правительствах многих регионов России. Например, в Правительстве Сахалинской области разработана карта компетенций проектной деятельности сотрудников Правительства. В регионе для развития компетенций создана система обучения проектному управлению, а также обязательным условием работы является наличие российской и международной сертификации по проектному управлению.
Предыдущая часть | Следующая часть |