Мы продолжаем публикацию статей сотрудников ООО «ИРИ КОНС». Представляем Вашему вниманию статью по актуальной теме управления знаниями в проектном менеджменте.
ООО «ИРИ КОНС» предлагает проведение обучающих семинаров и вебинаров по менеджменту проектов для предприятий и организаций всех отраслей.
(Ссылка для цитирования: Семёнова, Д.М. Управление проектами в системе государственного и муниципального управления. Учебное пособие / Д.М. Семёнова. – Пермь: Издательство ПНИПУ, 2021. – 156 с.)
В современном мире методология проектного управления стремительно развивается. Одной из важных тенденций последнего времени становится рост внимания к человеческим ресурсам и человеческому потенциалу в проектном менеджменте. Особое влияние на процесс оказывает развитие гибких методологий проектного управления (Agile). В связи с этим возрастает интерес проектных менеджеров к инструментам менеджмента знаний. Знание становится важным преимуществом организации или проекта, влияющим на его конкурентоспособность. Многие исследователи и практики называют знание активом или ресурсом организации, а управление знаниями называют необходимым элементом стратегического развития. Проект, по своей концептуальной сути, как деятельность, направленная на производство уникального продукта, ориентирован на производство нового знания, и одной из важнейших задач проектных менеджеров становится сохранение и распространение данного знания.
Каждый проект, в силу своих особенностей уникален, и поэтому управленческие знания, которые появляются в ходе управления, являются уникальными и ценными.
Согласно ГОСТ Р 54877–2016 «Менеджмент знаний. Руководство для персонала при работе со знаниями. Измерение знаний», менеджмент знаний (knowledge management) — это плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальны или коллективных ресурсов знаний с целью повышения конкурентоспособности предприятий.
Из данного понятия возникает вопрос о понятии «знание» с точки зрения нормативного представления. Знание, согласно ГОСТ Р 54877–2016, — это совокупность данных и информации, которая дополняется экспертным мнением, профессиональными навыками и опытом, в результате чего появляется ценный актив, который возможно применить для оказания помощи в принятии решений.
Сфера управления знаний долгое время развивалась параллельно с проектным менеджментом, в котором необходимость работы со знаниями упоминалась лишь косвенно. Однако в настоящее время мы можем наблюдать изменения в дискурсе проектных менеджеров: по мнению ряда экспертов, в последней версии PMBok существенно развернут в сторону менеджмента знаний. В 6 версии PMBok управление знаниями впервые выделено в отдельный управленческий процесс. Под управлением знаниями в документе понимается процесс использования существующих знаний и накопления новых знаний для достижения целей проекта и содействия организационному обучению. Ключевые выгоды данного процесса состоят в том, что ранее приобретенные знания организации используются в целях получения или улучшения результатов проекта, а знания, полученные при реализации текущего проекта, остаются доступными для обеспечения операционной деятельности организации и будущих проектов или их фаз. Этот процесс осуществляется на протяжении всего проекта.
Современный подход к изучению организационных знаний предложили японские исследователи Икудиро Нонака и Хиротака Такеучи. Анализируя бизнес японских компаний, они первыми связали их эффективность со способностью создания новых знаний для использования производства успешных продуктов и технологий. Изучая деятельность различных компаний, они выделили два вида знаний: явные и неявные. Неявные являются субъективными, основанными на личном опыте и переживаниях, явные – объективные, рациональные, которые можно выразить и объяснить в виде слов или числовых значениях. Неявными знаниями являются знания, которые требуют дополнительного исследования или подтверждения, их трудно зафиксировать на носителях, и можно трактовать по-разному. Сюда входит опыт человека, компетенция и навыки. В отличие от неявных знаний, явные – это знания формализованные и распространяемые, их можно зафиксировать на любом носителе.
В трудах Нонаки и Такеучи по исследованию менеджмента знаний предложена спиральная модель развития знаний в организации. Спираль знаний становится циклической и непрерывной деятельностью по движению преобразования знаний в любых организациях.
Спираль знаний И. Нонаки и Х. Такеучи:
Этапы и методы управления знаниями в проектной деятельности
В проектной деятельности можно выделить следующие стадии управления знаниями:
1) Выявить потребности проекта в конкретных знаниях, необходимых для его реализации.
2) Определить имеющиеся пробелы в знаниях, необходимые для реализации проекта.
3) Разработать стратегию получения знаний.
4) Получить необходимые знания.
5) Оценить полученные знания.
6) Сохранить и передать полученные знания.
На каждом из этапов могут использоваться различные методы управления знаниями. Использование перечисленных ниже методик управления знаниями позволяет менеджерам по управлению знаниями предлагать практические способы оказания помощи другим участникам организации в использовании их знаний.
Метод Дельфи представляет собой такой метод экспертных оценок, при котором эксперты самостоятельно отвечают на предложенные вопросы, представляя свои ответы на бумаге. Кроме экспертов в Дельфи участвует специальная организационная группа, которая разрабатывает методическое и информационное обеспечение всего исследовательского процесса: составление опросников, обработку получаемых ответов и т. п.
Аудит знаний – это систематический процесс выявления потребностей организации в знаниях, ресурсов и потоков в качестве основы для понимания того, где и как более эффективное управление знаниями может повысить ценность. Может осуществляться с использованием анкет, интервью и описаний ресурсов. Он помогает аудируемому подразделению определить, что оно знает, кто знает, что оно не знает, что ему нужно знать и как оно должно улучшить управление своими текущими знаниями.
Картирование знаний – это процесс, помогающий выявить местоположение, принадлежность, ценность и использование знаний; изучить роли и опыт людей; выявить ограничения на поток знаний; и выделить возможности для использования существующих знаний. Он представляет, какие знания находятся там, где (например, люди, средства массовой информации, организационные единицы или источники знаний за пределами организации), и демонстрирует модели потока знаний.
Моделирование знаний – это процесс создания компьютерной интерпретируемой модели знаний или стандартных спецификаций о виде процесса, объекта или продукта. Это междисциплинарный подход к захвату и моделированию знаний в многоразовом формате с целью сохранения, улучшения, обмена, замены, агрегирования и повторного применения его.
Ментальные карты были разработаны Тони Бьюзеном для студентов, но сейчас активно используются во многих организациях. Они помогают визуализировать и систематизировать знания. Нелинейная природа ментальных карт позволяет легко связать и сопоставить различные элементы.
Ретроспектива – это структурированная и облегченная встреча по сбору знаний в конце проекта, либо в конце одного из этапов проекта, в которой участвует как можно больше членов проектной группы. Это быстрый и эффективный способ получения знаний до того, как команда распадается.
World Cafе – это преднамеренный способ создать живую сеть общения вокруг важных вопросов. Это творческий процесс для ведения совместного диалога, обмена знаниями и создания возможностей для действий в группах всех размеров.
В настоящее время менеджмент знаний внедрён в проектную деятельность таких крупных организаций, как Росатом, Роскосмос, Лукойл, Камаз, Газпром и др. Менеджмент знаний применяется в отдельных проектах Администрации Тюменской области и Правительства г. Москвы, в администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Предыдущая часть |